При запуске интернет-магазина и даже на этапе планирования его открытия, помимо очевидных вопросов, связанных с функционалом, нельзя забывать о стратегии, связанной с его видимостью в поисковой системе. По данным Google, на позицию сайта в результатах поиска влияет более 200 факторов. Высокие позиции обусловлены не только «хорошим SEO продвижением», зачастую это результат многолетней маркетинговой деятельности в различных каналах (как офлайн, так и онлайн).
Из-за очень высокого потенциала продаж и относительно низких затрат на привлечение новых пользователей (по сравнению с другими маркетинговыми каналами) конкуренция в результатах органического поиска в настоящее время является жесткой почти во всех отраслях электронной коммерции. Постоянно появляются новые магазины, лидеры постоянно инвестируют в SEO оптимизацию сайта и разработку, ограниченное количество позиций на первой странице выдачи поисковой системы, потому что отсутствие продуманной SEO-стратегии может определить выживание интернет-магазина.
Дать правильное определение конкуренции для интернет-магазина непросто. Часто даже сами владельцы бизнеса не могут правильно определить своих соперников, указывая в качестве своих крупнейших конкурентов субъекты местного рынка. Это не работает для результатов поиска и интернет-магазинов. Магазины будут конкурировать за позицию по конкретным запросам или именам с веб-сайтом производителя, крупным аукционным сайтом, одним из нескольких веб-сайтов сравнения цен или рекламным веб-сайтом. Кроме того, существуют различные типы веб-сайтов с мнениями или обзорами продуктов. При определении конкуренции необходимо отбросить эти типы сайтов и указать на магазины, близкие по ассортименту и размерам, и на них основывать анализ. Можно принять решение о прямой конкуренции с вышеупомянутыми веб-сайтами только в том случае, если:
- Выбор конкуренции в случае новых магазинов, еще не созданных или не имеющих трафика из поисковой системы.
- Если вы только планируете запустить сайт в Сочи или интернет-магазин уже работает в сети, но генерирует минимальный трафик из результатов органического поиска — нет данных, необходимых для проведения сравнительного анализа.
Затем можно определить адреса конкурентов. Самый простой и эффективный способ определить ваших конкурентов — ввести в поисковую систему запрос, который лучше всего отражает характер вашего бизнеса:
- в случае магазина: «магазин + ассортимент»;
- в случае услуг: «имя услуги»;
- для локальных действий: «магазин + ассортимент + город» или «название услуги + город».
Выбрав ближайшего конкурента, следует сравнить, как сайт выглядит на его фоне. Будет сложно проанализировать все 200 факторов, влияющих на ранжирование в поисковике, поэтому стоит сосредоточиться на тех, на которые вы можете иметь непосредственное влияние и можете модифицировать их в большей или меньшей степени. Они связаны с внутренними вопросами, т. е. с основными техническими аспектами построения веб-сайта и контента на веб-сайте и их возможным распространением через социальные сети.
Для этого можно использовать плагин для браузера под названием SEO Quake. Просто и быстро это поможет создать базовый отчет по оптимизации для любой страницы (без необходимости знать HTML-код). Вы будете проинформированы о любых недостатках, связанных с такими вопросами, как:
- корректность структуры URL;
- мета-длина заголовка и мета-длина описания;
- использование (или нет) заголовков H1, H2, H3;
- нет описаний альтернативной графики;
- соотношение текстового содержимого и элементов HTML-кода страницы;
- наличие фреймов внутри страницы;
- наличие неиндексируемых flash-элементов — роботы поисковых систем Google не умеют читать flash-контент;
- использование микроформатов (структурных данных) — это постоянные элементы кода, позволяющие роботам поисковых систем лучше понимать и представлять отдельные элементы страницы в результатах поиска;
- мета-оптимизация для социальных сетей (Facebook, Twitter) — Google и социальные платформы могут использовать совершенно другой контент, чем тот, который используется в заголовке или лиде статьи, размещенной на веб-сайте, для создания сводки страницы в поисковой системе.
В случае с Google за представление страницы отвечают метаописания (метатеги), в случае с Facebook — это элементы Open Graph, а в случае с Twitter — теги Twitter Card.